ПРИНЯТО

На III съезде ВОИ 25 октября 2001 г.


ПОЛОЖЕНИЕ

о контрольно-ревизионных органах ВОИ


I. Общие положения

Положение о контрольно-ревизионных органах Всероссийского общества инвалидов (далее - Комиссии) разработано в соответствии с требованиями пункта 37 Устава ВОИ. Положение включает в себя и развивает соответствующие нормы Устава ВОИ и определяет функционально-правовые, организационные и финансовые аспекты деятельности контрольно-ревизионных органов ВОИ.

К контрольно-ревизионным органам ВОИ относятся:

  • Центральная контрольно-ревизионная комиссия ВОИ (далее - ЦКРК ВОИ);
  • контрольно-ревизионные комиссии региональных и местных организаций.

Положение о контрольно-ревизионных органах ВОИ (далее - Положение) принимается и изменяется на очередном или внеочередном съезде ВОИ.


II. Правовой статус и функции контрольно-ревизионных органов ВОИ

Комиссии являются общественными контрольно-ревизионными органами, действующими на соответствующем уровне структуры ВОИ. В своей деятельности Комиссии руководствуются законодательством Российской Федерации, Уставом ВОИ (Уставом организации ВОИ) и настоящим Положением.

Комиссии выполняют контрольно-ревизионные, методические и иные предусмотренные Уставом ВОИ (Уставом организации ВОИ) и настоящим Положением функции.

ЦКРК ВОИ по отношению к Центральному правлению, руководству ВОИ (КРК по отношению к правлению и руководству своей и нижестоящим организациям), правлениям, руководящим лицам и ревизионным структурам нижестоящих организаций ВОИ не является руководящим органом и не обладает административно-распорядительным правом.

В соответствии с Законом «Об общественных объединениях» Комиссии обладают правом обращения в орган, осуществивший государственную регистрацию ВОИ (организацию ВОИ), а также в правонадзирающие и судебные органы РФ.

Комиссии подотчетны в своей деятельности высшему органу, на котором были избраны (съезду, конференции).

Члены Комиссии участвуют с правом совещательного голоса в работе пленума соответствующего правления, а председатель (уполномоченный член комиссии) с тем же правом - в заседаниях президиума соответствующего правления.

В функции Комиссии входит:

  • проверка деятельности соответствующего правления, его аппарата и руководящих лиц в части соблюдения ими Устава ВОИ (Устава организации ВОИ) и других нормативных документов, выполнение ими решений съездов ВОИ (конференций организации) и других вышестоящих выборных органов;
  • проверка организации работы по планированию деятельности подразделений и сотрудников аппарата правления;
  • проверка состояния делопроизводства, организации статистического учета и отчетности в аппарате правления;
  • проверка соблюдения установленного порядка рассмотрения поступающих в правление письменных предложений, заявлений, жалоб и апелляций членов и организаций ВОИ;
  • подготовка в предусмотренных настоящим Положением случаях и порядке заключений по поступающим в Комиссию жалобам на действия и решения пленума, президиума правления и должностных лиц своей и нижестоящих организаций ВОИ;
  • организация и осуществление проверки финансово-хозяйственной деятельности правления: исполнение нормативных решений ВОИ по финансовым вопросам; порядок формирования и использования Центрального Фонда ВОИ (Централизованного фонда организации ВОИ) и фонда правления; порядок расходования средств на социальные, организационные и экономические программы; ведение учета денежных и материальных средств; состояние бухгалтерской отчетности; порядок начисления и выплаты заработной платы, командировочных расходов; порядок хранения и использования имущества правления и т. п.;
  • проверка деятельности нижестоящих организаций в случае бездеятельности КРК этих организаций (по просьбе правлений своей или нижестоящих организаций);
  • дополнительная проверка деятельности нижестоящей организации по просьбе президиума правления своей организации;
  • подготовка и представление в президиум правления заключений по результатам проверки, доведение до сведения президиума выявленных незаконных действий со стороны конкретных должностных лиц;
  • осуществление контроля за исполнением официально утвержденных предложений и рекомендаций Комиссии, направленных на совершенствование деятельности подразделений и должностных лиц правления;
  • подготовка и представление на съезд ВОИ (конференцию организации) отчетного доклада о деятельности Комиссии в период между съездами (конференциями);
  • оказание информационной и учебно-методической помощи контрольно-ревизионным комиссиям нижестоящих организаций ВОИ.

III. Порядок проведения заседаний и принятия решений

Комиссия принимает решения на собраниях ее членов. Собрание Комиссии правомочно при участии в нем не менее 2/3 списочного состава членов Комиссии. Все вопросы на собрании Комиссии решаются путем голосования. Порядок голосования (открытое или тайное) определяют в целом или в каждом отдельном случае участвующие в заседании члены Комиссии.


Решения по всем вопросам, связанным с деятельностью Комиссии, кроме специально оговоренных в настоящем Положении, считаются принятыми, если за них при наличии кворума проголосовало более 1/2 членов Комиссии, участвующих в собрании. При выборах председателя комиссии и его заместителя члены комиссии имеют право выдвижения кандидатов и критики любого из них. На собрании Комиссии, если ее члены не приняли иного решения, председательствует председатель Комиссии или его заместитель.


В собрании Комиссии может принимать участие с правом совещательного голоса председатель (уполномоченный представитель) ВОИ (председатель организации ВОИ). Приглашение председателю организации для участия в собрании комиссии направляется в обязательном порядке.


IV. Организация ревизионной работы

Комиссия, являясь органом общественного контроля, не выполняет никаких административных функций, не вмешивается в оперативную деятельность правления и его аппарата.

Работа Комиссии строится в соответствии с Уставом ВОИ (Уставом соответствующей организации ВОИ) и настоящим Положением, а также на основе годового плана, утвержденного на собрании Комиссии и согласованного с руководством соответствующей организации, и осуществляется путем проведения периодических, но не реже одного раза в год, ревизий деятельности правления и руководства организации ВОИ.

Ежегодная плановая ревизия деятельности правления осуществляется, как правило, после составления годового отчета.

По решению членов Комиссии могут быть проведены внеплановые, в том числе тематические, проверки работы правления и другие внеплановые мероприятия.

По письменной просьбе руководства или правления могут быть осуществлены дополнительные проверки работы аппарата правления или правления нижестоящих организаций ВОИ.

В случае, если в период между двумя ревизиями Комиссии была осуществлена аудиторская проверка работы правления, Комиссия вправе не проводить дополнительную ревизию его финансово-хозяйственной деятельности.

Общее руководство работой Комиссии осуществляет председатель Комиссии. Председатель Комиссии контролирует выполнение плана работы Комиссии, дает индивидуальные поручения членам Комиссии, следит за их исполнением, обеспечивает членов Комиссии необходимыми документами, вносит предложения о проведения внеплановой проверки, согласовывает с руководством организации сроки проведения ревизий, собраний и других мероприятий Комиссии, обобщает материалы проверок.

Для проведения проверки деятельности правления организации ВОИ из числа членов Комиссии может создаваться рабочая комиссия. Количественный и персональный состав рабочей комиссии, а также ее руководителя в каждом конкретном случае определяет председатель Комиссии по согласованию с ее членами. В течение срока полномочий Комиссии каждый ее член обязан принять участие в работе в составе хотя бы одной рабочей комиссии.

В состав рабочей комиссии, кроме членов Комиссии, могут входить (по согласованию с руководством организации) привлеченные независимые специалисты по конкретным направлениям деятельности организации.

Продолжительность работы Комиссии зависит от объема предполагаемой проверки и устанавливается по согласованию между председателями выборных органов, но не может быть, как правило, более: 15 рабочих дней - для ЦКРК ВОИ, 10 рабочих дней - для КРК региональных организаций ВОИ, 5 рабочих дней - для КРК местных организаций ВОИ.

При проведении ревизий участвующие в ней члены Комиссии имеют право:

  • привлекать к своей работе, по согласованию с руководством организации, работников аппарата ревизуемой организации
  • получать от руководства организации необходимые для ревизии документы;
  • запрашивать и получать от руководителей организации необходимую информацию, получать разъяснения по возникающим вопросам;
  • проверять в установленном порядке наличие денежных и материальных ценностей у материально ответственных работников аппарата правления.

Руководство ЦП ВОИ (организаций ВОИ) обязано обеспечивать следующие условия для нормального проведения ревизий и выполнения Комиссией ее информационно-методических функций:

  • предоставлять Комиссии рабочее место, необходимую оргтехнику и канцелярские принадлежности;
  • обеспечивать (при необходимости) проживание членов Комиссии в период проведения ревизий, оказывать им другую необходимую помощь в связи с исполнением их должностных обязанностей;
  • обеспечивать доступ в процессе ревизий к соответствующей документации и хранящимся материальным ценностям, предоставлять необходимые бухгалтерские и другие документы (планы, протоколы, сметы, постановления съездов ВОИ (конференций), пленумов и президиумов правления, переписку, штатное расписание аппарата правления, личные дела работников и т. п.);
  • информировать Комиссию о нормативных решениях, принятых правлением;
  • своевременно тиражировать и рассылать в ревизионные комиссии нижестоящих организаций ВОИ методические материалы и разработки Центральной контрольно-ревизионной комиссии;
  • обеспечивать ведение делопроизводства Комиссии.

Препятствование проведению ревизий со стороны должностных лиц правления влечет за собой ответственность, предусмотренную Законом «Об общественных объединениях» и Уставом ВОИ (Уставом организации ВОИ).


V. Порядок оформления и рассмотрения результатов ревизий и разрешения разногласий с ревизуемыми структурами

По окончании проверки рабочая комиссия знакомит руководителя и главного бухгалтера с результатами ревизии и на основании материалов ревизии (промежуточных актов, справок, копий документов) составляет предварительный акт ревизии. В акте указываются официальные основания для проведения ревизии, состав рабочей комиссии, период деятельности правления, подлежащий проверке, срок проведения ревизии, направления деятельности организации, подлежащие проверке.

При комплексной проверке в акте ревизии отражаются уставная и финансово-хозяйственная деятельность правления, его руководства и аппарата, состояние оперативного и бухгалтерского учета и отчетности, указывается количество рассмотренных писем, заявлений, жалоб, предложений, ход выполнения решений вышестоящего и своего правлений и другие характеристики деятельности организации.

В акте ревизии в соответствии с объективной картиной и ссылкой на соответствующие законодательные и нормативные документы четко фиксируются, при их наличии, факты нарушений уставной, финансовой, штатной, трудовой дисциплины, допущенных злоупотреблений, растрат, хищений, других нарушений, указываются конкретные виновники нарушений и суммы причиненного ими ущерба.

Выявленные однородные нарушения, носящие распространенный (типичный) характер, группируются в специальном приложении к акту ревизии.

В акте ревизии должны содержаться конкретные предложения по эффективному устранению обнаруженных недостатков и нарушений.

Акт ревизии составляется в трех экземплярах и подписывается всеми членами рабочей комиссии, председателем ВОИ (председателем организации ВОИ) и главным бухгалтером. Акт утверждается председателем Комиссии, организующей ревизию.

По выявленным фактам нарушений, не вызывающим возражений со стороны руководства и соответствующих должностных лиц правления, последние обязаны дать письменные объяснения по причинам их возникновения. Объяснения прилагаются к Акту ревизии.

При наличии возражений со стороны руководителя или главного бухгалтера по выводам комиссии оспариваемые факты подвергаются дополнительной проверке в присутствии соответствующих должностных лиц. В случае сохранения разногласий после дополнительной проверки официальные представители проверяемой стороны подписывают Акт ревизии, приложив к нему в обязательном порядке свои письменные возражения.

По согласованному и утвержденному Акту ревизии председатель Комиссии готовит «Заключение по акту ревизии», в котором отражаются: основные моменты деятельности правления за ревизуемый период, выявленные ошибки и нарушения, выводы и рекомендации рабочей комиссии.

По окончании ревизии утвержденный Акт и Заключение по акту ревизии в двух экземплярах передаются председателю ВОИ (председателю организации ВОИ). Результаты ревизии в обязательном порядке рассматриваются на ближайшем заседании правления и по ним принимается соответствующее постановление, которое затем вместе с Актом ревизии прилагается к годовому отчету правления о работе, заслушиваемому на пленуме правления.

Один экземпляр Акта вместе с постановлением направляется в вышестоящую Комиссию.

Предложения Комиссии, отраженные в актах ревизии и проверок, после принятия соответствующих постановлений по ним президиумом правления становятся обязательными к исполнению в установленные сроки.

Президиум правления в двухнедельный срок официально уведомляет Комиссию о принятом им решении по результатам (акту) ревизии.

При выявлении материального ущерба Комиссия предлагает руководству организации предпринять соответствующие меры к его возмещению, а в случае необходимости направляет материалы ревизии в правоохранительные органы для привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной законом.


VI. Организация работы с жалобами

Поступившие в Комиссию жалобы на решения и действия пленума, президиума и руководства проверяются в установленном порядке уполномоченными на то членами Комиссии с вынесением по ним соответствующего заключения.

Для принятия решения, подтвердившиеся факты и заключение по ним Комиссии за подписью председателя Комиссии официально передаются:

  • председателю ВОИ (председателю организации ВОИ) – в части жалоб на действия и решения должностных лиц аппарата правления, работающих по найму;
  • в президиум правления – в части жалоб на действия и решения председателя или его заместителей, а также на решения самого президиума правления ( с целью их возможного пересмотра);
  • пленуму правления – в части жалоб на решения президиума правления, а также самого пленума ( на предмет возможного пересмотра принятых решений);
  • съезду ВОИ (конференции организации ВОИ) – в части жалоб на решения пленума ЦП ВОИ (пленума правления организации ВОИ).

Поступившие в ЦКРК ВОИ жалобы на решения и действия органов управления, руководителей и должностных лиц региональных организаций ВОИ изучаются и затем: официально пересылаются для рассмотрения и вынесения заключения в контрольно-ревизионную комиссию соответствующей региональной организации – в случае, если жалоба направлена в ЦКРК ВОИ, минуя структуры своей организации; рассматриваются и проверяются уполномоченными на то членами ЦКРК ВОИ для вынесения соответствующего заключения и передачи в Центральное правление для принятия им обоснованного решения – в случае, если речь идет об аппеляции на решение конференции региональной организации ВОИ, либо – на решение, принятое установленном порядке президиумом или пленумом правления региональной организации по уже имевшей место желобе.

Поступившие в ЦКРК ВОИ жалобы на действия и решения органов управления, руководителей и должностных лиц местных и первичных организаций ВОИ официально пересылаются в Комиссии соответствующих региональных организаций ВОИ для принятия по ним мер согласно порядку, предусмотренному Уставом ВОИ, настоящим Положением и Уставом региональной организации ВОИ.


VII. Финансирование работы комиссии

Комиссия в соответствии с Уставом ВОИ работает на общественных началах. Фактические расходы, связанные с выполнением конкретными членами Комиссии контрольно-ревизионной работы, работы по трудовым соглашениям, а также связанные с реализацией информационно-методической функции Комиссии, оплачиваются за счет средств централизованного фонда соответствующей организации ВОИ.

Смета расходов Комиссии на предстоящий финансовый год готовится председателем Комиссии совместно с главным бухгалтером соответствующей организации ВОИ на основании годового плана работ Комиссии с применением нормативно-оценочного метода расчетов по структуре учитываемых расходов (оплата проезда, суточных, проживания, трудовых затрат членов Комиссии, оплата расходов по трудовым соглашениям).

Согласованная с председателем организации ВОИ плановая смета утверждается президиумом правления соответствующей организации и включается отдельной строкой в расходную часть бюджета Централизованного фонда этой организации.

Финансирование деятельности Комиссии осуществляется в пределах запланированной суммы расходов. В исключительных случаях по согласованию Комиссии с правлением расходы на обеспечение работы Комиссии могут быть увеличены за счет резервной части Централизованного фонда.

Расходы членов ЦКРК ВОИ, связанные с проверкой деятельности региональных организаций: по просьбе ЦП ВОИ - оплачиваются за счет средств ЦП ВОИ; по просьбе правления региональной организации - за счет средств этой организации.

Расходы Комиссии региональной организации, связанные с проверкой деятельности местных организаций: по просьбе правления региональной организации - оплачиваются за счет средств правления региональной организации; по просьбе правления местной организации - за счет средств местной организации или, по договоренности, - за счет средств региональной организации.

Оплата труда членов Комиссии производится с учетом финансового положения организации в размере, как правило, заработной платы главного бухгалтера организации ВОИ (для председателя Комиссии) и заместителя главного бухгалтера (для членов Комиссии) за период их фактического участия в проведении ревизий, проверок и других, согласованных с руководством организации плановых мероприятий, при работе по трудовым соглашениям. При отсутствии в организации заместителя главного бухгалтера, оплата труда членов Комиссии производится в размере 80 % заработной платы главного бухгалтера.

Трудовые затраты членов Комиссии по разработке методических рекомендаций для ревизионных органов региональных и местных организаций оплачиваются по расценкам на аналогичные разработки, принятым в соответствующих государственных (общественных) структурах, либо на договорных условиях.

ПРИНЯТО

На III съезде ВОИ 25 октября 2001 г.


ПОЛОЖЕНИЕ

о контрольно-ревизионных органах ВОИ


I. Общие положения

Положение о контрольно-ревизионных органах Всероссийского общества инвалидов (далее - Комиссии) разработано в соответствии с требованиями пункта 37 Устава ВОИ. Положение включает в себя и развивает соответствующие нормы Устава ВОИ и определяет функционально-правовые, организационные и финансовые аспекты деятельности контрольно-ревизионных органов ВОИ.

К контрольно-ревизионным органам ВОИ относятся:

  • Центральная контрольно-ревизионная комиссия ВОИ (далее - ЦКРК ВОИ);
  • контрольно-ревизионные комиссии региональных и местных организаций.

Положение о контрольно-ревизионных органах ВОИ (далее - Положение) принимается и изменяется на очередном или внеочередном съезде ВОИ.


II. Правовой статус и функции контрольно-ревизионных органов ВОИ

Комиссии являются общественными контрольно-ревизионными органами, действующими на соответствующем уровне структуры ВОИ. В своей деятельности Комиссии руководствуются законодательством Российской Федерации, Уставом ВОИ (Уставом организации ВОИ) и настоящим Положением.

Комиссии выполняют контрольно-ревизионные, методические и иные предусмотренные Уставом ВОИ (Уставом организации ВОИ) и настоящим Положением функции.

ЦКРК ВОИ по отношению к Центральному правлению, руководству ВОИ (КРК по отношению к правлению и руководству своей и нижестоящим организациям), правлениям, руководящим лицам и ревизионным структурам нижестоящих организаций ВОИ не является руководящим органом и не обладает административно-распорядительным правом.

В соответствии с Законом «Об общественных объединениях» Комиссии обладают правом обращения в орган, осуществивший государственную регистрацию ВОИ (организацию ВОИ), а также в правонадзирающие и судебные органы РФ.

Комиссии подотчетны в своей деятельности высшему органу, на котором были избраны (съезду, конференции).

Члены Комиссии участвуют с правом совещательного голоса в работе пленума соответствующего правления, а председатель (уполномоченный член комиссии) с тем же правом - в заседаниях президиума соответствующего правления.

В функции Комиссии входит:

  • проверка деятельности соответствующего правления, его аппарата и руководящих лиц в части соблюдения ими Устава ВОИ (Устава организации ВОИ) и других нормативных документов, выполнение ими решений съездов ВОИ (конференций организации) и других вышестоящих выборных органов;
  • проверка организации работы по планированию деятельности подразделений и сотрудников аппарата правления;
  • проверка состояния делопроизводства, организации статистического учета и отчетности в аппарате правления;
  • проверка соблюдения установленного порядка рассмотрения поступающих в правление письменных предложений, заявлений, жалоб и апелляций членов и организаций ВОИ;
  • подготовка в предусмотренных настоящим Положением случаях и порядке заключений по поступающим в Комиссию жалобам на действия и решения пленума, президиума правления и должностных лиц своей и нижестоящих организаций ВОИ;
  • организация и осуществление проверки финансово-хозяйственной деятельности правления: исполнение нормативных решений ВОИ по финансовым вопросам; порядок формирования и использования Центрального Фонда ВОИ (Централизованного фонда организации ВОИ) и фонда правления; порядок расходования средств на социальные, организационные и экономические программы; ведение учета денежных и материальных средств; состояние бухгалтерской отчетности; порядок начисления и выплаты заработной платы, командировочных расходов; порядок хранения и использования имущества правления и т. п.;
  • проверка деятельности нижестоящих организаций в случае бездеятельности КРК этих организаций (по просьбе правлений своей или нижестоящих организаций);
  • дополнительная проверка деятельности нижестоящей организации по просьбе президиума правления своей организации;
  • подготовка и представление в президиум правления заключений по результатам проверки, доведение до сведения президиума выявленных незаконных действий со стороны конкретных должностных лиц;
  • осуществление контроля за исполнением официально утвержденных предложений и рекомендаций Комиссии, направленных на совершенствование деятельности подразделений и должностных лиц правления;
  • подготовка и представление на съезд ВОИ (конференцию организации) отчетного доклада о деятельности Комиссии в период между съездами (конференциями);
  • оказание информационной и учебно-методической помощи контрольно-ревизионным комиссиям нижестоящих организаций ВОИ.

III. Порядок проведения заседаний и принятия решений

Комиссия принимает решения на собраниях ее членов. Собрание Комиссии правомочно при участии в нем не менее 2/3 списочного состава членов Комиссии. Все вопросы на собрании Комиссии решаются путем голосования. Порядок голосования (открытое или тайное) определяют в целом или в каждом отдельном случае участвующие в заседании члены Комиссии.


Решения по всем вопросам, связанным с деятельностью Комиссии, кроме специально оговоренных в настоящем Положении, считаются принятыми, если за них при наличии кворума проголосовало более 1/2 членов Комиссии, участвующих в собрании. При выборах председателя комиссии и его заместителя члены комиссии имеют право выдвижения кандидатов и критики любого из них. На собрании Комиссии, если ее члены не приняли иного решения, председательствует председатель Комиссии или его заместитель.


В собрании Комиссии может принимать участие с правом совещательного голоса председатель (уполномоченный представитель) ВОИ (председатель организации ВОИ). Приглашение председателю организации для участия в собрании комиссии направляется в обязательном порядке.


IV. Организация ревизионной работы

Комиссия, являясь органом общественного контроля, не выполняет никаких административных функций, не вмешивается в оперативную деятельность правления и его аппарата.

Работа Комиссии строится в соответствии с Уставом ВОИ (Уставом соответствующей организации ВОИ) и настоящим Положением, а также на основе годового плана, утвержденного на собрании Комиссии и согласованного с руководством соответствующей организации, и осуществляется путем проведения периодических, но не реже одного раза в год, ревизий деятельности правления и руководства организации ВОИ.

Ежегодная плановая ревизия деятельности правления осуществляется, как правило, после составления годового отчета.

По решению членов Комиссии могут быть проведены внеплановые, в том числе тематические, проверки работы правления и другие внеплановые мероприятия.

По письменной просьбе руководства или правления могут быть осуществлены дополнительные проверки работы аппарата правления или правления нижестоящих организаций ВОИ.

В случае, если в период между двумя ревизиями Комиссии была осуществлена аудиторская проверка работы правления, Комиссия вправе не проводить дополнительную ревизию его финансово-хозяйственной деятельности.

Общее руководство работой Комиссии осуществляет председатель Комиссии. Председатель Комиссии контролирует выполнение плана работы Комиссии, дает индивидуальные поручения членам Комиссии, следит за их исполнением, обеспечивает членов Комиссии необходимыми документами, вносит предложения о проведения внеплановой проверки, согласовывает с руководством организации сроки проведения ревизий, собраний и других мероприятий Комиссии, обобщает материалы проверок.

Для проведения проверки деятельности правления организации ВОИ из числа членов Комиссии может создаваться рабочая комиссия. Количественный и персональный состав рабочей комиссии, а также ее руководителя в каждом конкретном случае определяет председатель Комиссии по согласованию с ее членами. В течение срока полномочий Комиссии каждый ее член обязан принять участие в работе в составе хотя бы одной рабочей комиссии.

В состав рабочей комиссии, кроме членов Комиссии, могут входить (по согласованию с руководством организации) привлеченные независимые специалисты по конкретным направлениям деятельности организации.

Продолжительность работы Комиссии зависит от объема предполагаемой проверки и устанавливается по согласованию между председателями выборных органов, но не может быть, как правило, более: 15 рабочих дней - для ЦКРК ВОИ, 10 рабочих дней - для КРК региональных организаций ВОИ, 5 рабочих дней - для КРК местных организаций ВОИ.

При проведении ревизий участвующие в ней члены Комиссии имеют право:

  • привлекать к своей работе, по согласованию с руководством организации, работников аппарата ревизуемой организации
  • получать от руководства организации необходимые для ревизии документы;
  • запрашивать и получать от руководителей организации необходимую информацию, получать разъяснения по возникающим вопросам;
  • проверять в установленном порядке наличие денежных и материальных ценностей у материально ответственных работников аппарата правления.

Руководство ЦП ВОИ (организаций ВОИ) обязано обеспечивать следующие условия для нормального проведения ревизий и выполнения Комиссией ее информационно-методических функций:

  • предоставлять Комиссии рабочее место, необходимую оргтехнику и канцелярские принадлежности;
  • обеспечивать (при необходимости) проживание членов Комиссии в период проведения ревизий, оказывать им другую необходимую помощь в связи с исполнением их должностных обязанностей;
  • обеспечивать доступ в процессе ревизий к соответствующей документации и хранящимся материальным ценностям, предоставлять необходимые бухгалтерские и другие документы (планы, протоколы, сметы, постановления съездов ВОИ (конференций), пленумов и президиумов правления, переписку, штатное расписание аппарата правления, личные дела работников и т. п.);
  • информировать Комиссию о нормативных решениях, принятых правлением;
  • своевременно тиражировать и рассылать в ревизионные комиссии нижестоящих организаций ВОИ методические материалы и разработки Центральной контрольно-ревизионной комиссии;
  • обеспечивать ведение делопроизводства Комиссии.

Препятствование проведению ревизий со стороны должностных лиц правления влечет за собой ответственность, предусмотренную Законом «Об общественных объединениях» и Уставом ВОИ (Уставом организации ВОИ).


V. Порядок оформления и рассмотрения результатов ревизий и разрешения разногласий с ревизуемыми структурами

По окончании проверки рабочая комиссия знакомит руководителя и главного бухгалтера с результатами ревизии и на основании материалов ревизии (промежуточных актов, справок, копий документов) составляет предварительный акт ревизии. В акте указываются официальные основания для проведения ревизии, состав рабочей комиссии, период деятельности правления, подлежащий проверке, срок проведения ревизии, направления деятельности организации, подлежащие проверке.

При комплексной проверке в акте ревизии отражаются уставная и финансово-хозяйственная деятельность правления, его руководства и аппарата, состояние оперативного и бухгалтерского учета и отчетности, указывается количество рассмотренных писем, заявлений, жалоб, предложений, ход выполнения решений вышестоящего и своего правлений и другие характеристики деятельности организации.

В акте ревизии в соответствии с объективной картиной и ссылкой на соответствующие законодательные и нормативные документы четко фиксируются, при их наличии, факты нарушений уставной, финансовой, штатной, трудовой дисциплины, допущенных злоупотреблений, растрат, хищений, других нарушений, указываются конкретные виновники нарушений и суммы причиненного ими ущерба.

Выявленные однородные нарушения, носящие распространенный (типичный) характер, группируются в специальном приложении к акту ревизии.

В акте ревизии должны содержаться конкретные предложения по эффективному устранению обнаруженных недостатков и нарушений.

Акт ревизии составляется в трех экземплярах и подписывается всеми членами рабочей комиссии, председателем ВОИ (председателем организации ВОИ) и главным бухгалтером. Акт утверждается председателем Комиссии, организующей ревизию.

По выявленным фактам нарушений, не вызывающим возражений со стороны руководства и соответствующих должностных лиц правления, последние обязаны дать письменные объяснения по причинам их возникновения. Объяснения прилагаются к Акту ревизии.

При наличии возражений со стороны руководителя или главного бухгалтера по выводам комиссии оспариваемые факты подвергаются дополнительной проверке в присутствии соответствующих должностных лиц. В случае сохранения разногласий после дополнительной проверки официальные представители проверяемой стороны подписывают Акт ревизии, приложив к нему в обязательном порядке свои письменные возражения.

По согласованному и утвержденному Акту ревизии председатель Комиссии готовит «Заключение по акту ревизии», в котором отражаются: основные моменты деятельности правления за ревизуемый период, выявленные ошибки и нарушения, выводы и рекомендации рабочей комиссии.

По окончании ревизии утвержденный Акт и Заключение по акту ревизии в двух экземплярах передаются председателю ВОИ (председателю организации ВОИ). Результаты ревизии в обязательном порядке рассматриваются на ближайшем заседании правления и по ним принимается соответствующее постановление, которое затем вместе с Актом ревизии прилагается к годовому отчету правления о работе, заслушиваемому на пленуме правления.

Один экземпляр Акта вместе с постановлением направляется в вышестоящую Комиссию.

Предложения Комиссии, отраженные в актах ревизии и проверок, после принятия соответствующих постановлений по ним президиумом правления становятся обязательными к исполнению в установленные сроки.

Президиум правления в двухнедельный срок официально уведомляет Комиссию о принятом им решении по результатам (акту) ревизии.

При выявлении материального ущерба Комиссия предлагает руководству организации предпринять соответствующие меры к его возмещению, а в случае необходимости направляет материалы ревизии в правоохранительные органы для привлечения виновных лиц к ответственности, предусмотренной законом.


VI. Организация работы с жалобами

Поступившие в Комиссию жалобы на решения и действия пленума, президиума и руководства проверяются в установленном порядке уполномоченными на то членами Комиссии с вынесением по ним соответствующего заключения.

Для принятия решения, подтвердившиеся факты и заключение по ним Комиссии за подписью председателя Комиссии официально передаются:

  • председателю ВОИ (председателю организации ВОИ) – в части жалоб на действия и решения должностных лиц аппарата правления, работающих по найму;
  • в президиум правления – в части жалоб на действия и решения председателя или его заместителей, а также на решения самого президиума правления ( с целью их возможного пересмотра);
  • пленуму правления – в части жалоб на решения президиума правления, а также самого пленума ( на предмет возможного пересмотра принятых решений);
  • съезду ВОИ (конференции организации ВОИ) – в части жалоб на решения пленума ЦП ВОИ (пленума правления организации ВОИ).

Поступившие в ЦКРК ВОИ жалобы на решения и действия органов управления, руководителей и должностных лиц региональных организаций ВОИ изучаются и затем: официально пересылаются для рассмотрения и вынесения заключения в контрольно-ревизионную комиссию соответствующей региональной организации – в случае, если жалоба направлена в ЦКРК ВОИ, минуя структуры своей организации; рассматриваются и проверяются уполномоченными на то членами ЦКРК ВОИ для вынесения соответствующего заключения и передачи в Центральное правление для принятия им обоснованного решения – в случае, если речь идет об аппеляции на решение конференции региональной организации ВОИ, либо – на решение, принятое установленном порядке президиумом или пленумом правления региональной организации по уже имевшей место желобе.

Поступившие в ЦКРК ВОИ жалобы на действия и решения органов управления, руководителей и должностных лиц местных и первичных организаций ВОИ официально пересылаются в Комиссии соответствующих региональных организаций ВОИ для принятия по ним мер согласно порядку, предусмотренному Уставом ВОИ, настоящим Положением и Уставом региональной организации ВОИ.


VII. Финансирование работы комиссии

Комиссия в соответствии с Уставом ВОИ работает на общественных началах. Фактические расходы, связанные с выполнением конкретными членами Комиссии контрольно-ревизионной работы, работы по трудовым соглашениям, а также связанные с реализацией информационно-методической функции Комиссии, оплачиваются за счет средств централизованного фонда соответствующей организации ВОИ.

Смета расходов Комиссии на предстоящий финансовый год готовится председателем Комиссии совместно с главным бухгалтером соответствующей организации ВОИ на основании годового плана работ Комиссии с применением нормативно-оценочного метода расчетов по структуре учитываемых расходов (оплата проезда, суточных, проживания, трудовых затрат членов Комиссии, оплата расходов по трудовым соглашениям).

Согласованная с председателем организации ВОИ плановая смета утверждается президиумом правления соответствующей организации и включается отдельной строкой в расходную часть бюджета Централизованного фонда этой организации.

Финансирование деятельности Комиссии осуществляется в пределах запланированной суммы расходов. В исключительных случаях по согласованию Комиссии с правлением расходы на обеспечение работы Комиссии могут быть увеличены за счет резервной части Централизованного фонда.

Расходы членов ЦКРК ВОИ, связанные с проверкой деятельности региональных организаций: по просьбе ЦП ВОИ - оплачиваются за счет средств ЦП ВОИ; по просьбе правления региональной организации - за счет средств этой организации.

Расходы Комиссии региональной организации, связанные с проверкой деятельности местных организаций: по просьбе правления региональной организации - оплачиваются за счет средств правления региональной организации; по просьбе правления местной организации - за счет средств местной организации или, по договоренности, - за счет средств региональной организации.

Оплата труда членов Комиссии производится с учетом финансового положения организации в размере, как правило, заработной платы главного бухгалтера организации ВОИ (для председателя Комиссии) и заместителя главного бухгалтера (для членов Комиссии) за период их фактического участия в проведении ревизий, проверок и других, согласованных с руководством организации плановых мероприятий, при работе по трудовым соглашениям. При отсутствии в организации заместителя главного бухгалтера, оплата труда членов Комиссии производится в размере 80 % заработной платы главного бухгалтера.

Трудовые затраты членов Комиссии по разработке методических рекомендаций для ревизионных органов региональных и местных организаций оплачиваются по расценкам на аналогичные разработки, принятым в соответствующих государственных (общественных) структурах, либо на договорных условиях.