Совсем скоро школьники начнут сдавать ОГЭ и ЕГЭ. Основной этап сдачи ОГЭ пройдет с 24 мая по 1 июля. Выпускники 11-х классов будут сдавать ЕГЭ с 26 мая по 1 июля. Разбираемся как сдают ОГЭ и ЕГЭ дети с инвалидностью.
Оба экзамена для детей с инвалидностью обучающихся в общеобразовательных организациях проводятся на общих основаниях, но с особыми условиями. Детям-инвалидам предоставляется возможность выбора, в каком формате проходить тестирование. Допускается сдать так называемый Государственный выпускной экзамен (ГВЭ). Его главная особенность – отвечать на вопросы нужно по билетам:
ученик выбирает билет;
садиться за парту и в установленное время отвечает на указанные в листке задания;
подготовленная работа сдается проверяющему или обучающийся отвечает на вопросы устно.
Есть недостаток ГВЭ – результаты экзамена не принимаются в высших образовательных учреждениях. Таким образом, поступить в вуз будет невозможно. Чтобы получить место в институте, потребуется в обязательном порядке пройти вступительные испытания.
Кроме этого, есть регламент проведения Единого государственного и Основного государственного экзамена. Всех учеников проверяют металлоискателем, чтобы они не смогли пронести на мероприятие электронные приборы, которые позволят пройти тестирование с помощью подсказок. Согласно постановлениям Минпросвещения, дети-инвалиды и с ОВЗ могут быть освобождены от указанной процедуры, но при условии ограничений по здоровью:
наличие кардиостимулятора;
наличие слуховых аппаратов костной проводимости;
наличие медицинского прибора (глюкометр, тонометр);
наличие медикаментов для экстренной помощи.
Если ребенок обучается на дому, в медицинских организациях, санаторно-курортных учреждениях, где проводятся оздоровительные и реабилитационные мероприятия, то ОГЭ и ЕГЭ организуется в таком формате, который учитывает состояние здоровья учащегося и его особенности психологического и физического развития.
ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ И ЛЬГОТЫ ПРИ СДАЧЕ ОГЭ И ЕГЭ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И С ОВЗ
Если здоровье учащегося не позволяет сдать ОГЭ и ЕГЭ на общих основаниях, то ему положены льготы при прохождении тестирования:
1. Увеличение времени на написание теста. Детям-инвалидам и с ОВЗ добавляется 1.5 часа на выполнение самостоятельной работы. Если обучающийся сдает иностранный язык, а конкретно модуль «Говорение», то время увеличивается дополнительно на 30 минут.
2. Организация перерывов и питания. Это необходимо для выполнения лечебных и профилактических процедур: принятие прописанных врачом медикаментов, а также использование медицинских приборов, например, для замера давления или уровня сахара.
3. Обеспечение доступа в туалетные помещения. Для детей-инвалидов и с ОВЗ должен быть организован беспрепятственный доступ в туалетные комнаты. Кроме этого, помещения для пребывания учащихся должно быть оборудовано пандусами, поручнями, расширенными дверными проемами, лифтами. Если по техническим причинам лифты в месте проведения экзамена отсутствуют, то аудитория должна находиться на первом этаже.
КАК ОСПОРИТЬ РЕЗУЛЬТАТ ОГЭ/ЕГЭ?
Если ученик с инвалидностью не согласен с результатами экзамена, то он может подать апелляцию. При рассмотрении апелляции, поданной глухим или слабослышащим учеником привлекается сурдопереводчик. Если на пересмотр результатов заявление подал слепой обучающийся, то привлекается – тифлосурдопереводчик. Также стоит учесть, что апелляция подается не самим учеником, а его законным представителем – одним из родителей, опекуном, попечителем.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОГЭ И ЕГЭ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И С ОВЗ
Если обучающийся предъявит копию рекомендательной справки от психолого-медико-педагогической комиссии или оригинал документа, подтверждающий инвалидность, то можно рассчитывать на специальные условия сдачи экзаменов:
1. Присутствие на тестировании ассистента-тьютора. Данное лицо может оказывать всю необходимую помощь ребенку, с учетом его состояния здоровья и психического развития. Педагог поможет занять рабочее место, передвигаться по аудитории, прочитать задние, если с этим есть трудности, подать бланки по экзамену, произвести коммуникацию с членами государственной аттестационной комиссии, обучить использованию технологических приборов, выполнить фиксацию положения тела при заполнении регистрационных листков, а также при необходимости вызвать медицинского работника для оказания профессиональной медпомощи.
2. Привлечение сурдопереводчика. Если ребенок глухой или слабослышащий, то привлекается ассистент-сурдопереводчик. Его главная обязанность – переводить все этапы проведения экзамена. Он может устно разъяснять непонятные моменты, уточнять задания.
Если у ребенка присутствуют проблемы со зрением, то для такого ученика задействуют задания, которые дублируются тактильным шрифтом Брайля. Если учащийся только недавно лишился зрения или слуха, то ему предлагается использовать электронные машины, которые оснащены речевым синтезатором или специальными светодиодными лампами. При вынесении решения о сдаче экзамена, организаторы создают специальную комиссию, члены которой могут работать со шрифтом Брайля.
Кроме этого, ученик с проблемами со зрением должен в обязательно порядке сообщить организаторам экзамена, как он предпочитает делать тестовые задания – с проектором, компьютером или тактильным шрифтом. Также ученики с подобными ограничениями могут воспользоваться увеличительным стеклом (лупой).
В целом, дети-инвалиды и с ОВЗ сдают ОГЭ и ЕГЭ на общих основаниях, но с особыми и специальными условиями. Им оказывается помощь в переводе и объяснении заданий. Также ученикам предлагается выбрать форму проведения тестирования. После сдачи экзамена ребята с ограничениями по здоровью могут поступить в высшие образовательные организации и пройти вступительные испытания на предпочитаемую специальность.
Оба экзамена для детей с инвалидностью обучающихся в общеобразовательных организациях проводятся на общих основаниях, но с особыми условиями. Детям-инвалидам предоставляется возможность выбора, в каком формате проходить тестирование. Допускается сдать так называемый Государственный выпускной экзамен (ГВЭ). Его главная особенность – отвечать на вопросы нужно по билетам:
ученик выбирает билет;
садиться за парту и в установленное время отвечает на указанные в листке задания;
подготовленная работа сдается проверяющему или обучающийся отвечает на вопросы устно.
Есть недостаток ГВЭ – результаты экзамена не принимаются в высших образовательных учреждениях. Таким образом, поступить в вуз будет невозможно. Чтобы получить место в институте, потребуется в обязательном порядке пройти вступительные испытания.
Кроме этого, есть регламент проведения Единого государственного и Основного государственного экзамена. Всех учеников проверяют металлоискателем, чтобы они не смогли пронести на мероприятие электронные приборы, которые позволят пройти тестирование с помощью подсказок. Согласно постановлениям Минпросвещения, дети-инвалиды и с ОВЗ могут быть освобождены от указанной процедуры, но при условии ограничений по здоровью:
наличие кардиостимулятора;
наличие слуховых аппаратов костной проводимости;
наличие медицинского прибора (глюкометр, тонометр);
наличие медикаментов для экстренной помощи.
Если ребенок обучается на дому, в медицинских организациях, санаторно-курортных учреждениях, где проводятся оздоровительные и реабилитационные мероприятия, то ОГЭ и ЕГЭ организуется в таком формате, который учитывает состояние здоровья учащегося и его особенности психологического и физического развития.
ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ И ЛЬГОТЫ ПРИ СДАЧЕ ОГЭ И ЕГЭ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И С ОВЗ
Если здоровье учащегося не позволяет сдать ОГЭ и ЕГЭ на общих основаниях, то ему положены льготы при прохождении тестирования:
1. Увеличение времени на написание теста. Детям-инвалидам и с ОВЗ добавляется 1.5 часа на выполнение самостоятельной работы. Если обучающийся сдает иностранный язык, а конкретно модуль «Говорение», то время увеличивается дополнительно на 30 минут.
2. Организация перерывов и питания. Это необходимо для выполнения лечебных и профилактических процедур: принятие прописанных врачом медикаментов, а также использование медицинских приборов, например, для замера давления или уровня сахара.
3. Обеспечение доступа в туалетные помещения. Для детей-инвалидов и с ОВЗ должен быть организован беспрепятственный доступ в туалетные комнаты. Кроме этого, помещения для пребывания учащихся должно быть оборудовано пандусами, поручнями, расширенными дверными проемами, лифтами. Если по техническим причинам лифты в месте проведения экзамена отсутствуют, то аудитория должна находиться на первом этаже.
КАК ОСПОРИТЬ РЕЗУЛЬТАТ ОГЭ/ЕГЭ?
Если ученик с инвалидностью не согласен с результатами экзамена, то он может подать апелляцию. При рассмотрении апелляции, поданной глухим или слабослышащим учеником привлекается сурдопереводчик. Если на пересмотр результатов заявление подал слепой обучающийся, то привлекается – тифлосурдопереводчик. Также стоит учесть, что апелляция подается не самим учеником, а его законным представителем – одним из родителей, опекуном, попечителем.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОГЭ И ЕГЭ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И С ОВЗ
Если обучающийся предъявит копию рекомендательной справки от психолого-медико-педагогической комиссии или оригинал документа, подтверждающий инвалидность, то можно рассчитывать на специальные условия сдачи экзаменов:
1. Присутствие на тестировании ассистента-тьютора. Данное лицо может оказывать всю необходимую помощь ребенку, с учетом его состояния здоровья и психического развития. Педагог поможет занять рабочее место, передвигаться по аудитории, прочитать задние, если с этим есть трудности, подать бланки по экзамену, произвести коммуникацию с членами государственной аттестационной комиссии, обучить использованию технологических приборов, выполнить фиксацию положения тела при заполнении регистрационных листков, а также при необходимости вызвать медицинского работника для оказания профессиональной медпомощи.
2. Привлечение сурдопереводчика. Если ребенок глухой или слабослышащий, то привлекается ассистент-сурдопереводчик. Его главная обязанность – переводить все этапы проведения экзамена. Он может устно разъяснять непонятные моменты, уточнять задания.
Если у ребенка присутствуют проблемы со зрением, то для такого ученика задействуют задания, которые дублируются тактильным шрифтом Брайля. Если учащийся только недавно лишился зрения или слуха, то ему предлагается использовать электронные машины, которые оснащены речевым синтезатором или специальными светодиодными лампами. При вынесении решения о сдаче экзамена, организаторы создают специальную комиссию, члены которой могут работать со шрифтом Брайля.
Кроме этого, ученик с проблемами со зрением должен в обязательно порядке сообщить организаторам экзамена, как он предпочитает делать тестовые задания – с проектором, компьютером или тактильным шрифтом. Также ученики с подобными ограничениями могут воспользоваться увеличительным стеклом (лупой).
В целом, дети-инвалиды и с ОВЗ сдают ОГЭ и ЕГЭ на общих основаниях, но с особыми и специальными условиями. Им оказывается помощь в переводе и объяснении заданий. Также ученикам предлагается выбрать форму проведения тестирования. После сдачи экзамена ребята с ограничениями по здоровью могут поступить в высшие образовательные организации и пройти вступительные испытания на предпочитаемую специальность.